Велосипед для меня летом основной транспорт, а вело-туризмом занимаюсь с 1992 года. Поэтому и решил рассказать о дополнительном снаряжении велосипеда, уже опробованного во время путешествий.
Известно, что главная забота велосипедиста — правильно разместить на своем «железном коне» необходимый груз. Я для этого пользуюсь двумя рюкзаками, расположенными по обе стороны заднего багажника.
Такое положение груза обеспечивает ряд преимуществ по сравнению с традиционным способом размещения груза на багажнике.
Так, снижается центр тяжести груза, что естественно способствует повышению устойчивости велосипеда, а нахождение груза в двух рюкзаках более удобно, чем в одном (у меня один рюкзак занят под палатку и спальный мешок, поэтому на дневных привалах его нет необходимости распаковывать); при этом на багажнике остается место для дополнительного груза, а вещи в любой момент легко достать из того или иного рюкзака, или же положить туда, так как рюкзаки не привязаны к раме, как обычно, а просто навешены на багажник специальной конструкции.
Замечу также, что сам багажник можно сделать менее жестким, так как он не раскачивается даже при езде в гору способом «танцовщица» и что каждый рюкзак приспособлен для переноски его за спиной.
Конструкция рюкзаков простейшая, каждый из них состоит всего из четырех деталей: трех стенок (передней, задней и боковой) и крышки (рис. 1).
На размеры рюкзака влияют только ограничения, связанные с конструкцией конкретного велосипеда.
Во-первых, рюкзак не должен мешать крутить педали, во-вторых, не стоит его делать очень высоким — повысится центр тяжести, и очень широким — увеличатся габариты велосипеда, и в-третьих, при расположении дна рюкзака ниже оси заднего колеса придется увеличивать ширину багажника, так как в противном случае на первых же километрах ось колеса прорвет рюкзак.
Оптимальные размеры рюкзаков для велосипедов «Турист» и «Урал» — 500x400x200 мм. Ткань по возможности подбирают яркую, особенно для боковой стенки, соответствующая часть которой при движении обращена назад и обозначает габариты велосипеда. Поэтому возможен и двухцветный вариант этой стенки.
Я не буду описывать здесь полностью весь процесс шитья рюкзака, отмечу только некоторые особенности. Заднюю стенку рюкзака лучше сделать двойной, вложить в нее жесткую прокладку, например, вырезанную из туристского коврика (вспененный полиэтилен).
Такую же прокладку желательно вшить и в донную часть. В качестве лямок подойдет широкая тесьма. Верхний конец лямки вшивают в шов, соединяющий рюкзак с крышкой, а нижний конец обязательно должен быть закреплен пряжками с возможностью регулировки, так как при движении на велосипеде лямки должны быть подтянуты, чтобы не попасть в спицы колеса.
В горловине рюкзака предусмотрены отверстия для стягивания шнуром. Подвеска, с помощью которой рюкзак крепят на багажнике, состоит из ряда петель, сделанных из тесьмы, пришитых к задней стенке {рис. 2).
Поверх петель нашивают полоску тесьмы для прочности.
В дальнейшем в эти петли продевают металлический пруток, служащий для крепления рюкзака к багажнику.
Замечу, что число промежутков между петлями должно соответствовать числу крючков на багажнике, о чем будет сказано ниже.
Для удобства съема и навешивания рюкзака в верхней части, между лямками, желательно вшить короткую петлю-ручку из тесьмы.
Багажник для таких рюкзаков придется либо изготовить полностью самому, либо, как сделал я, доработать штатный багажник от велосипеда (рис. 3).
На моем «Туристе» установлен багажник из прутка диаметром 6 мм, на котором сверху укреплены специальные крючки (рис. 4), а по бокам имеются дополнительные кронштейны, сваренные из такого же прутка.
Проще, наверное, собрать багажник на болтах и использовать для него кое-где полосовое железо, так как единственное обязательное требование к его конструкции — отсутствие острых кромок и выступающих частей.
Ведь даже головка небольшого винта, соприкасаясь со стенкой рюкзака во время движения, быстро превращает ткань в лохмотья.
Особенно это касается крючков, которые обязательно выгибают из проволоки диаметром не менее 4 мм.
Боковые опорные площадки желательно сделать откидными с фиксацией их в верхнем положении, но для простоты конструкции подойдет и жесткое крепление.
Конечно, велосипед с таким багажником становится габаритнее (шире)даже без рюкзаков, но в дальнем походе более жесткая нескладная конструкция более надежна.
Рюкзак навешивают на багажник, как уже было сказано, с помощью продетого в петли прутка. Части прутка, находящиеся между петлями, зацепляются за крючки багажника.
На концах прутка желательно предусмотреть навинчивающиеся шарики таких размеров, чтобы они не могли проскочить сквозь петли рюкзака. Кстати, такие шарики заодно будут защищать ткань от разрыва концом прутка.
В случае необходимости такое крепление легко снять, в результате ничто не будет мешать переносить рюкзак за спиной.
Для предотвращения соскакивания навешенного рюкзака с крючков, высоту последних предусматривают не менее 30 мм. Для более надежного крепления применяют резиновую ленту, прижимающую рюкзак к багажнику.
В дальнем путешествии не обойтись без запасов воды. Очень удобно использовать для этого пластиковые бутылки от разных напитков. Они легкие, а в случае повреждения их не жалко выкинуть и заменить новыми.
К тому же, распределив запас воды в нескольких таких бутылках, вы никогда не лишитесь всей воды разом из-за случайного повреждения одной из них, как это случается с пластмассовыми канистрами.
Для перевозки бутылок на велосипеде удобны простейшие кронштейны из металлической полосы, в качестве которой подойдет полоса, которой стягивают ящики и другую упаковку (рис. 5).
Кронштейн крепят к любому трубчатому элементу рамы велосипеда или багажнику с помощью простейших хомутов, изготовленных из той же металлической полосы (рис. 6).
Причем бутылки разрешается располагать как в вертикальном, так и в горизонтальном положении. А чтобы бутылка не выпадала на ходу, необходимо закрепить ее горлышко хотя бы резиновым колечком.
Кронштейн лучше собирать на заклепках с потайными головками, чтобы они не могли повредить саму бутылку. Два-три таких кронштейна с бутылкой в каждом обеспечат 3...6-литровый запас воды.
Этого вполне достаточно при путешествии в средней полосе, где есть родники, речки и другие источники для пополнения запаса.
Тот же принцип крепления применим и для тубуса, в котором удобно хранить карту (рис. 7).
Из обрезков двух пластмассовых труб диаметром 70...90 мм, плотно входящих друг в друга, выполняют корпус и крышку.
Донышки для последних вырезают из толстой фанеры или пластмассы и закрепляют маленькими шурупами.
Двумя хомутами готовый тубус фиксируют на верхней трубе рамы.
Велосипед, оборудованный этими приспособлениями (рис. 8), в двухнедельном велопробеге успешно прошел более 900 км.