В Городском центре медпрофилактики на экспозиции «Да здравствует мыло душистое!» представлены экспонаты, относящиеся к концу XIX — началу XX веков, плюс занимательные факты из истории личной гигиены.
Девятнадцатый век стал подлинным веком гигиены, заметно выросла продолжительность жизни по сравнению с предыдущими столетиями.
В следующем веке элементарные правила гигиены стали уже всеобщим достоянием, возникла индустрия гигиенических средств.
- Подготовить экспозицию нам помогли Музей истории Екатеринбурга и Музей этикетки, — рассказала заведующая музеем Городского центра медпрофилактики Татьяна Картавенко. — Вниманию почтенной публики разных возрастов — образцы парфюмерно-гигиенической продукции знаменитых фабрик царской России — Ралле, Брокар, «Модерн», и для сравнения — гиганта советской парфюмерно-косметической индустрии ТЭЖЭ. Подобные предметы выставляются редко, практически все крупные коллекции — это частные собрания или фонды отраслевых музеев…
Как минимум, любопытно сравнить, как выглядело мыло и его красочная, затейливая обёртка в царское время и в период нэпа, или вспомнить советские образцы упаковки. Можно поразглядывать аптечную посуду, предметы быта горожанина — утюги, щипцы для завивки, кувшины для умывания… Ретро-фотографии помогут представить, как занимались личной гигиеной более ста лет назад.
— Особенностью российской парфюмерии была ее тесная связь с аптекарским делом, — замечает Т. Картавенко. — В начале ХХ столетия появляется понятие «врачебной косметики». Из среды аптекарей вышел выдающийся косметолог Александр Остроумов. Среди его продукции были мыло и крем от загара и веснушек, и очень популярное — от перхоти…
Ещё один интересный факт связан с именем парфюмера Генриха Брокара, сделавшего ставку на недорогую продукцию — для детей мыло в виде фигурок животных и с буквами алфавита, а для взрослых — в виде овощей. Копеечное мыло принесло ему немалый доход, а россияне приобретали полезные гигиенические навыки.