Логично было бы подумать, что проигравший в соревновании может испытывать чувство агрессии по отношению к победителю, в то время как победитель, наоборот, должен испытывать дружеские чувства по отношению к тому, над кем он одержал победу. На самом деле все наоборот. Команда ученых обнаружила, что победители более склонны к агрессивному поведению по отношению к проигравшим, чем проигравшие по отношению к победителям.
Ученые во главе с Брэдом Бушманом (Brad Bushman), из Университета штата Огайо (Ohio State University), провели ряд экспериментов, в котором приняло участие 103 американских студента.
Добровольцам сообщили, что они будут участвовать в соревновании, в котором у каждого из них будет по одному противнику, при этом, каждому из соперников дадут задание, после выполнения которого сравнят результаты и объявят победителя. Хитрость состояла в том, что на самом деле никакого соперника не было.
Добровольцу показывали картинки в течение 70 миллисекунд, а потом спрашивали, присутствовал ли на той или иной картинке значок доллара. Затем, после того, как студентам показали по 80 картинок, им сообщили результаты. Половине добровольцев сообщили, что они выполнили задание лучше, чем соперник, а другим, наоборот, сказали, что они проиграли.
Целью второй части эксперимента было определить уровень агрессии каждого из добровольцев. Каждому из участников эксперимента сообщили, что ему опять придется посоревноваться с тем же соперником. При этом, нужно было как можно быстрее нажимать на кнопку после звукового сигнала. В случае, если доброволец оказывался более быстрым, он должен был "наказывать" своего соперника звуковым сигналом, подаваемым в наушники. Причем громкость и длительность сигнала приходилось выбирать ему самому.
Результаты второго эксперимента показали, что "победители" вели себя намного агрессивнее по отношению к "проигравшим", чем "проигравшие" по отношению к "победителям". "Победители", в случае, если им удавалось нажать на кнопку быстрее, выбирали более мощное и более длительное звуковое "наказание" для "проигравших".
Всего было проведено два подобных исследования в двух странах и результаты оказались идентичными.
Результаты исследования были опубликованы в онлайн версии журнала Social Psychological and Personality Science и скоро они появятся в печатной версии журнала.