Согласитесь, представить, что когда-то не было современных высокоскоростных локомотивов, да что там локомотивов — паровозов и самих железных дорог, просто невозможно! Ведь Россия так велика и ее предприятия требуют стольких грузов! Между тем железнодорожный транспорт появился у нас только в XIX веке. Для прокладки первой русской железной дороги, или, как тогда говорили, «железки», было создано акционерное общство, которое называлось «Общество Московско-Ярославской железной дороги». По законам того времени любая подобная кампания не может существовать без учредителей — дворян. Они были, но, как считают, выполняли роль свадебных генералов. Действительными же организаторами строительства стали другие люди. Самый известный из них — Федор Чижов, профессор математического факультета Московского университета, увлекающийся проблемами железнодорожного транспорта. Именно ему принадлежала идея прокладки первой русской «железки» - колеи в сторону Ярославля. Ну, а самым активным помощником Чижова стал известный купец Иван Ма- монтов. Для того, чтобы только обосновать целесообразность железной дороги, в течение месяца дежурили специальные учетчики, проводившие подсчет проезжающих в направлении Сергиева Посада грузов. Да, в первую очередь решили пустить поезда от Москвы до Сергиева Посада. Эту дорогу назвали Троице-Сергиевской. Она-то и стала первой в буквальном смысле «русской» железной дорогой, так как сооружалась без участия иностранного капи¬тала. Движение было открыто в 1862 году. На трассе в 67 с половиной верст были всего четыре промежуточных станции. Пассажирские поезда отправлялись с каждого из конечных пунктов два раза в день. На весь путь они тратили около двух часов (по тем временам фантастическое время), но цена билетов была очень высокой: билет первого класса стоил 2 рубля серебром, а третьего - 80 копеек. Каждый человек имел право бесплатного провоза пуда (16 кг) багажа. Но даже такая дороговизна не повлияла на поток пассажиров. Он был колоссальным. Уже в 1863 году было перевезено более 400 тысяч человек. Осуществляя проект профессора Чижо-ва, в 1868 году начали прокладку второй очереди пути - от Сергиева Посада до Ярославля. Наконец, спустя всего два года Дорога была построена.
Советуем почитать:
|