Когда появились первые небоскребы?
Самым первым небоскребом на Земле могла бы стать Вавилонская башня. Она, если верить Библии, должна была возвышаться до самого неба. Впрочем, в ту пору самого слова «небоскреб» еще не знали. Оно родилось в США в 1870 г., когда здесь приступили к строительству административного здания для страховой компании высотой 130 футов (около 45 м). Согласитесь, не столь уж и большой «скребок» для неба...
Почему раньше не строили высокие?
Ускорение технического прогресса повлекло за собой революционные изменения в архитектуре и строительстве. В различных странах мира во второй половине XIX столетия один за другим появляются проекты грандиозных сооружений высотой несколько сот метров. Однако многие из этих начинаний терпят крах, и сама возможность осуществления подобных проектов ставилась скептиками под сомнение.
Строительство высоких зданий стало возможно лишь благодаря революционной технологии, внедренной чикагскими инженерами. Они разработали строительные конструкции, где основную нагрузку стали нести не стены, а стальной каркас, передававший ее непосредственно на фундамент. Это позволяло существенно уменьшить вес сооружения и не слишком ограничивало его высоту. Вот тогда высотные дома и стали расти в Америке, словно грибы.
Небоскребы строят только в Америке?
До недавнего времени в десятку самых высотных зданий на Земле входили лишь строения США. Ныне положение заметно изменилось — новые высотные здания построены в Юго-Восточной Азии. И теперь в ту же десятку попали лишь два американских небоскреба, расположенные в Нью-Йорке. Это «Сире Тауэр» («Город Ветра») высотой 1452 фута и знаменитый «Эмпайр-Стейт-Билдинг» (1250 футов). А восемь остальных, как уже говорилось, находятся в странах Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии. Здесь же, по мнению экспертов, и впредь будут устанавливаться новые мировые рекорды в высотном строительстве.
Почему же именно в этом регионе стали популярны небоскребы?
Все упирается в экономику. Деловая активность в странах Юго-Вобточной Азии на подъеме. Компаниям, фирмам нужны офисы. Места же для возведения новых зданий чрезвычайно мало, земля стоит очень дорого. В Японии, например, новый аэропорт вынуждены строить на искусственном острове, специально насыпанном в море неподалеку от Токио. И все же землю приходится экономить. Из этих соображений в столице Малайзии Куала-ЛумПуре и выросло самое высокое здание на сегодняшний день — комплекс «Петронас Тауэр»,— поднявшееся над землей на 1476 футов.
А зачем строят небоскребы?
Строительные фирмы вовсе не гонятся за рекордом — стремление к высоте диктуется скорее необходимостью экономить жизненное пространство. Если, скажем, во Франции заселено 80% ее территории, то в Японии для обитания пригодно лишь 20%. Три четверти из 123 млн японцев проживают в прибрежной зоне.
Правда, у небоскреба на 200 — 300 этажей возникают дополнительные проблемы, к примеру связанные с атмосферным давлением. У подножия башни оно одно, а на вершине — другое. В частности, потребуются новые лифты с регулируемым давлением в кабинах. Но эти трудности преодолимы. Впрочем, подобные высотки вряд ли будут возводить в нашей стране. Свободного места на территории России еще хватает, а как показал опыт эксплуатации даже московских высоток, жить и работать в них не столь уж комфортно. Не потому ли американцы сегодня предпочитают селиться в пригородных коттеджах, оставляя небоскребы лишь для деловой жизни?