Самый низкий женский голос называется контральто. Он глубокого, грудного, бархатистого тембра. Его диапазон — от «фа» малой октавы (самый низкий звук) до «фа» второй октавы (самый высокий звук). Раньше, по аналогии со струнным инструментом, этот голос называли альтом. Контральто, к сожалению, встречается очень редко, и поэтому композиторы его почти не используют. Одни из самых известных партий для этого голоса написаны Чайковским — это Ольга в опере «Евгений Онегин» и Полина в «Пиковой даме». В некоторых музыкальных спектаклях певицы-контральто играют роли юношей. Так, специально для великолепной исполнительницы Воробьевой-Петровой композитор Глинка создал партии Вани, приемного сына Ивана Сусанина в опере «Жизнь за царя», и хана Ратмира в «Руслане и Людмиле». Римский-Корсаков поручил контральто роли гусляра Нежаты в опере «Садко» и пастуха-певца Леля в опере «Снегурочка». К слову сказать, песни Леля считаются самыми популярными в репертуарах певиц- контральто, особенно третья^ «Туча со громом сговорилась»... Иногда, если в театре нет нужного исполнителя, эти партии поручают голосу, наиболее близкому к контральто - меццо-сопрано.