В конце октября — начале ноября британцы отмечают самый «английский» праздник — Хэллоуин. По представлениям британцев, накануне Дня всех святых, в ночь Хэллоуина с 31 октября на 1 ноября вся нечисть особенно активна. Ведьмы садятся на метлы и летят на шабаш, черти беснуются, не дают покоя домовые и привидения. Не странно ли, что силы преисподней как бы мобилизует свои силы накануне дня своеобразной мобилизации воинства христианского? В древности на эту ночь приходился древний кельтский языческий праздник. После крещения англов и саксов кельтские дохристианские божества объявлены нечистью, однако страха перед ними — как перед чертями традиционной христианской демонологии — у народа так и не возникло. Более того, добрые христиане сами пугают нечистую силу, переодеваясь ведьмами, вампирами, упырями, мертвецами, колдуньями.
Неудивительно, что особой популярностью пользуется ночь Хэллоуина у детей. Те же, кто все-таки слегка побаивается своих разряженных чертями соседей, прибегают к помощи волшебных восковых свечей, помещенных в светильники, изготовленные из тыкв. Прорезанные в тыквах глаза и рот делают их похожими на головы диковинных чудищ и потому сами способны напугать соседа.
К празднику детишки начинают готовиться заранее. Каждая ватага мастерит свое чучело злодея и, поместив его на тележку, с вечера 31 октября собирает угощение. Отказывать детям в мелкой подачке не принято.
Лоточники торгуют особым угощением этого вечера — печеным на костре картофелем в мундире, который разрезают и фаршируют салатом или сыром. Угощение уважительно называют «Мистер Спад», что можно перевести и как «мистер Картофель», и как «господин Мотыга». По всей видимости, какой-то древний земледельческий праздник — вероятно, старый кельтский праздник завершения осенних сельскохозяйственных работ — перекочевал на 31 октября. И хотя в Великобритании в целом противостояние протестантов и католиков уже давно потеряло былую остроту, в Северной Ирландии праздник вряд ли имеет столь безобидный характер...