Картина удостоена премии «Оскар» за лучшие визуальные эффекты.
Номинация на премию "Хьюго" (лучшая драматическая постановка).
Подводные съёмки производились на недостроенной атомной электростанции Чероки, располагающейся возле городка Гэффни (англ. Gaffney), штат Южная Каролина, США.
Чтобы поместить резервуар на глубину 13 метров, понадобилось 26,5 млн литров воды — это была самая большая подводная съёмочная площадка.
Из-за достаточной глубины и времени, проводимого под водой, состав исполнителей и съёмочная бригада должны были проходить декомпрессию.
Съёмки фильма также проходили в самом большом подземном озере в мире — пещера в Бонн-Терр, штат Миссури, которая использовалась как фон в некоторых сценах.
Сюжетный ход фильма — атака ядерной боеголовки группой ксенофобов, и срыв этой атаки группой сторонников контакта напоминает аналогичный ход романа Свидание с Рамой 1973 года.
Во время погружения Бада в бездну при разговоре с Линдси он усмехается, и изо рта появляется пузырёк воздуха, чего быть не должно, так как его лёгкие были заполнены жидкостью
В процессе съёмок в фильме имелось 3 варианта концовки.
Перед началом съемок режиссёр Джеймс Кэмерон связался с Орсоном Скоттом Кардом, чтобы обсудить возможность создания книги, основанной на будущем фильме. Первоначально Кард ответил, что не занимается «новеллизациями», но после того, как агент сообщила ему, что режиссёром фильма будет Джеймс Кэмерон, он согласился подумать.
Вышел сценарий, и Кард, получив от Кэмерона заверения в своем праве развивать идейную линию романа по своему усмотрению, взялся за работу. Встретившись с Кэмероном, Кард в скором времени написал три первые главы романа, повествующие о жизни Бада и Линдси Бригман до событий, показанных в фильме. Кэмерон отдал эти главы Эду Харрису и Мэри Элизабет Мастрантонио, что помогло им в полной мере раскрыть своих персонажей.
Перед съемками всему актёрскому составу пришлось пройти курс квалифицированных ныряльщиков.
Чтобы показать лица актёров, были разработаны специальные маски. Они имели микрофоны, встроенные таким образом, чтобы проговариваемые актёрами реплики можно было включить в фильм. Шумы, создаваемые регуляторами в шлемах, были стерты во время последующей звуковой обработки.
Резервуар был заполнен водой на 12 метров, но и при этом внутрь попадало слишком много света с поверхности. Чтобы закрыть ему доступ, водную гладь устлали огромным куском непромокаемого брезента и миллиардами крошечных черных пластмассовых шариков. Однако во время сильного шторма брезент был уничтожен, поэтому съемки перенеслись на ночное время.
Дыхание жидкостью в действительности существует. В пяти различных дублях было задействовано пять крыс, все из которых остались живы и были привиты ветеринаром. Крыса, которая на самом деле появляется в фильме, погибла естественной смертью за несколько недель до премьеры. По словам Джеймса Кэмерона, сцена с крысой была вырезана из британской версии фильма, поскольку Королевская Ветеринарная Служба сочла этот эпизод болезненным для животного. Сам Джеймс Кэмерон неоднократно заверял, что крысам, использованным в этих дублях, не был причинен какой-либо вред.
Майк Кэмерон, брат Джеймса Кэмерона, сыграл мертвого члена экипажа с потопленной субмарины. Чтобы выполнить эту задачу, ему пришлось задержать дыхание на глубине 4,5 метров и позволить выползти из своего рта крабу.
Каскадеры принимали участие в очень немногих сценах. Когда Бад втаскивает Линдси на платформу буровой вышки, Мэри Элизабет Мастрантонио сама задерживает дыхание. Когда буровую затапливает и персонажи спасаются бегством от воды, утопая перед закрытыми дверями и уклоняясь от разрушающихся фрагментов буровой — все это выполняли не каскадеры, а актёры.
Эпизод с водяным щупальцем, перемещающемся по спусковой шахте, был описан в сценарии таким образом, что мог быть удален без ущерба для сюжета, к тому же никто не знал, как это будет выглядеть. Актёры взаимодействовали с отрезком шланга от обогревателя, который поддерживали члены команды. Доведя съемку эпизода до конца, они превзошли всевозможные ожидания и самые смелые надежды.
Во время изматывающих и проблематичных съемок, команда актёров и съемочная группа начали давать фильму разные оскорбительные названия, вроде «Уроженец Бездны», «Брань» и «Жизнь — это Бездна, в которую погружаешься с головой».
Говорят, что Мэри Элизабет Мастрантонио страдала физическим и эмоциональным расстройством из-за сильного давления, которое она испытывала на съемочной площадке, а Эду Харрису однажды пришлось по пути домой съехать на обочину из-за приступа непроизвольного плача.
При передаче телевизионного сообщения о столкновении русского и американских кораблей, в действительности на экране видны корабли британского ударного соединения во время операции близ Фолклендских островов.
Компания, упоминаемая в фильме, носит название «Benthic Petroleum». На языке океанографии слово «benthic» означает «придонный».
Заключительная сцена, когда на поверхность океана всплывает инопланетный корабль, предполагала, что это будет весной или летом. Но так как фильм снимался в преддверии зимы, каждому актёру пришлось положить в рот несколько кубиков льда, чтобы не создавать пар при выдохе.
Чтобы нагреть воду в резервуаре недостроенной атомной электростанции, Джеймс Кэмерон задействовал несколько автоцистерн с природным газом, присоединенных прямо к газовым горелкам.
Поскольку модель корабля «Benthic Explorer» была очень велика и использовалась для съемок в открытом море, производственную компанию обязали зарегистрировать её в отделе Береговой охраны.
Вода в обоих резервуарах была сильно хлорированной, дабы препятствовать возникновению микробов. Это привело к тому, что волосы многих актёров приобрели серый или даже белый оттенок.
Роль коммодора Де Марко первоначально предназначалась для Лэнса Хенриксона, однако тот не смог сыграть в фильме из-за противоречий в рабочем графике.
Американское общество гуманистов расценило фильм неприемлемым из-за появления в одной сцене крысы, погруженной в насыщенную кислородом жидкость. Защитники животных считают что крысу сильно напугали, погрузив в эту жидкость, что заставило её паниковать и сопротивляться, после чего её бесцеремонно вытянули за хвост.
Эпизод, в котором Зубатка при отступлении лейтенанта Кофи стреляет из автомата по спусковой шахте, был снят с использованием боевых патронов. В связи с этим, подводную автоматическую камеру изолировали и предприняли повышенные меры безопасности.
Мини-подлодки в крупных кадрах — всего навсего модели, подвешенные на проводах в дымном помещении и снятые при замедленном движении.
По финансовым причинам, декорации буровой вышки «Deepcore» не стали разбирать после съемок. Они находятся в заброшенном (и осушенном) сооружении атомной электростанции в штате Южная Каролина, где снимался фильм. Компания «20 Век Фокс» обклеила декорации знаками, предупреждающими потенциальных фотографов о своем праве собственности на макет (и эскизы) буровой и о запрещении законом об авторском праве любой фото- или видеосъемки в её окрестностях. Официальная информация об этом указана на самом корпусе буровой вышки.
Крайне забавной деталью является то, что Коффи переносит боеголовку ракеты без специального снаряжения в чём-то похожем на спортивную сумку. Но куда интереснее то, что эту боеголовку человек физически не сможет нести. Учитывая то, что АПЛ типа "Огайо" комплектовались только ракетами "Трайдент", мы можем предположить вес боеголовки. На ракетах "Трайдент" применялось 2 типа боеголовок. Боеголовка W88 начала приниматься на вооружение одновременно со съемками фильма, и она отпадает. Значит, в фильме могла быть показана только боеголовка W76. Габариты боеголовки точно неизвестны, но она должна иметь около 1 метра в длину. Так что габариты показаны в фильме неверно. А весить боеголовка должна была 164 килограмма. Перенести её вручную не смог бы даже спецназовец Коффи.