Основа любого карандаша - графит -известен очень давно. Первые сведения о нем относятся к 4 тысячелетию до нашей эры. Правда, тогда его использовали не совсем по назначению — растирали, чтобы получить краску. Дальше история хранит молчание. Графита как будто не существовало. Лишь в XVI веке о нем заговорили вновь — но уже всерьез и надолго. Дело в том, что именно тогда было открыто первое графитовое месторождение, которое получило промышленное использование. Месторождение называлось Бороудальским и располагалось на северо-западе Англии. Отсюда и появился прообраз современного карандаша, так как англичане оправляли графитовые палочки в дерево либо металл (в том числе и золото), которые затем покрывали орнаментом. Позволить себе пользоваться таким орудием письма могли немногие. Палочки представляли собой настоящие произведения искусства и стоили очень дорого. Очень ценил английские карандаши русский царь Петр I. Кстати, с бороудальским графитом связан один курьез: английский парламент, обеспокоенный быстрым истощением месторождения и, соответственно, исчезновением из обихода карандашей, издал указ,разрешающий добывать графит только шесть недель в году. Впрочем, до современного карандаша английской графитовой палочке (хоть и в золотом пенальчике) было еще очень далеко. Во-первых, она была чрезвычайно хрупкой, во-вторых, имела только одну твердость, и, наконец, деревянная оболочка не была жестко скреплена с грифелем-«палочкой». Решение всех этих проблем связывают с тремя людьми, жившими в XVIII-XIX веках: немцем Фабером, французом Конте и чехом Гардтмунтом. Их трудами карандаш стал тем, что он есть сегодня. Первые российские карандашные фабрики появились во второй половине прошлого века в Москве — в Хамовниках (принадлежала разбогатевшему ямщику Никитину) и на нынешней улице Зацепа (владелец — купец Карнац). Кроме того, карандаши выпускались фабриками Вильно (ныне столица Литвы Вильнюс) и Риги.