Для чего нужны туннели? Туннель — подземное сооружение, предназначенное для движения транспорта, подачи воды, прокладки трубопроводов или сетей городского хозяйства и т. д. Туннели, как правило, строят там, где невозможно иными способами преодолеть естественные препятствия, например, горы.
Для каких видов транспорта строят туннели? Туннели строят для всех видов наземного транспорта и даже для кораблей. Первый судоходный туннель протяженностью 160 м был построен во Франции в 1679—1681 гг., а первый железнодорожный туннель (его протяженность составляла 1190 м) начал действовать в Великобритании в 1830 г.
Существуют ли среди туннелей свои рекордсмены? Безусловно. Так, на протяжении более четверти века самым длинным туннелем в мире являлся Сен-Готардский туннель, соединяющий Швейцарию с Италией. Он имеет длину 15 км. Сен-Готардский туннель до сих пор находится в превосходном состоянии и продолжает эффективно использоваться.
Правда ли, что Сен-Готардский туннель в свое время считался «восьмым чудом света»? Действительно, Сен-Готардский туннель в XIX в. гордо назывался «символом победы человека над природой», «восьмым чудом света». Ко времени его сооружения через Альпы уже проходили два железнодорожных пути: Бреннерская дорога (Тироль) и туннель Мон-Сени (Французские Альпы). Однако Италия, Швейцария и Германия решили объединить усилия, чтобы проложить более короткий путь через Альпы. Для этого требовалось, построить железную дорогу длиной 160 км, которая соединила бы Швейцарию с Италией через Сен-Готардский перевал. Намеченная трасса изобиловала крутыми поворотами, большими перепадами высот, но основной трудностью была необходимость пробить в скалах огромный туннель, вдвое превышающий по своему протяжению самый длинный железнодорожный туннель Америки. Работы по строительству туннеля начались в 1872 г. Проходка велась сразу с двух встречных направлений — с севера и с юга. Спустя восемь лет, в 1880 г. обе бригады строителей встретились под землей — туннель был пробит! Однако работы по прокладке путей, оборудованию туннеля и подходов к нему заняли еще два года, и только в 1882 г. Сен-Готардский туннель был открыт для движения поездов. После Первой мировой войны туннель был электрифицирован, что позволило пропускать через него тяжелогруженые поезда и увеличить скорость движения. В период между двумя мировыми войнами Сен-Готардский туннель являлся наиболее интенсивно используемым «мостом» между Севером и Югом Европы. На этот период приходится пик перевозок через него как по тоннажу, так и по количеству пассажиров.
Какой железнодорожный туннель сегодня является самым длинным в мире? Самым большим железнодорожным туннелем в мире сегодня является туннель «Сейкан» (Япония), построенный в 1986 г. и соединяющий остров Хоккайдо с островом Хонсю. Его протяженность составляет 54 км.
Советуем почитать:
|