Ты, конечно, замечал, что в языке существуют слова, которые понятны не всем, а только определенной группе людей. Например, в школе ты часто используешь слова и выражения, которые ясны твоим товарищам, но не всегда понятны окружающим. Они и' составляют школьный жаргон. От обычного языка жаргон отличается специфической фразеологией, употреблением слов, а также использованием словообразовательных средств. Нередко жаргон возникает в среде людей какой-нибудь одной профессии, например врачей, художников или музыкантов. Как же образуется жаргон? Достаточно распространено образование жаргонной лексики на основе сложившихся стереотипов, устойчивых словооборотов, чаще всего взятых из литературных произведений: дневник - книга жалоб и предложений, каникулы - луч света в темном царстве, раздевалка — ледовое побоище. Жаргон может образоваться и как своеобразная коллективная игра, выражающая скрытую иронию. Хорошо известны, например, такие прозвища учителей: директор - Иван Грозный, учитель физкультуры — укротитель тигров, учительница зоологии — царевна-лягушка. Иногда употребление жаргона вызывается стремлением скрыть от окружающих смысл высказыва; Жаргонизмы создаются на основе заимствований, путем переосмысления общеупотребительных слов («рвануть» — пойти, «тачка» - автомобиль), введения просторечных выражений («бабки» — деньги). Иногда жаргонная лексика становится общеупотребительной. Так, например, из жаргона произошли такие выражения, как «совсем другой коленкор» (из языка работников типографии), «шито-крыто» (из речи портных) Употребление жаргонизмов зависит от культурного уровня говорящего, поэтому если ты даже хочешь «побравировать» перед окружающими своей независимостью и свободой мышления, помни о том, что ты можешь уподобиться герою поговорки «слышал звон — да не знает, где он»!
Советуем почитать:
|