Как часто в школьные годы мы слышали русскую пословицу: «Встречают по одёжке, а провожают по уму». Так говорили нам «умудренные» жизненным опытом взрослые, вкладывая при этом значение: а ум-то важнее одежки, неважно, как ты одет, главное – что в твоих мозгах!
Как нас бессовестно обманывали! Правда, обвинять тогдашних взрослых в злонамеренном факте сокрытия истины от подрастающего поколения нельзя – они и сами были обмануты точно так же. Да и сегодня мы, став взрослыми, то же самое твердим своим подрастающим отпрыскам. А они нам не верят. И правильно делают!
Дети вообще на уровне интуиции чувствуют лучше нас, взрослых, смысл русских народных сказок, пословиц и поговорок. Поэтому, если вы не уверены на 100% в правильности своего толкования той или иной пословицы или сказки, лучше не растолковывайте её детям. Просто прочитайте или расскажите – без разбора смысла (это же не урок русской литературы), дайте молодому пытливому уму самому найти истину. Вдруг он докопается до сути? А потом ещё и вам объяснит значение пословицы.
Например, та же пословица «Встречают по одежке…», оказывается, может быть рассмотрена совсем с другой точки зрения. А почему встречают по одежке? Потому что одежда наших предков – это была визитная карточка, полное описание того, что собой представляет данный человек.
Во-первых, в разных регионах, в разных местностях одежда была разная. И встретив человека в определенно скроенной одежде, уже можно было сделать вывод – откуда он.
Во-вторых, одежда очень четко отражала статус человека. Например, если бы вам попались две девушки примерно одного возраста (да хоть сестры-близнецы), очень четко по их одежде можно было определить их социальный статус. Пусть на одной надета просто рубаха, волосы заплетены в одну косу и перетянуты ленточкой. Вторая поверх рубахи имеет что-то типа юбки (понёва), и волосы у неё собраны хотя бы под простой платок, а может, и под более замысловатый головной убор. Можно точно сказать: первая девушка незамужняя, а ее сестра – молодуха, уже замужем.
Также по одежде легко определялось общественное положение. Наряды знати и князей выделялись тонкой выделкой ткани, драгоценными украшениями, особыми красочными узорами и большей длиной. Воинскую одежду нельзя было спутать ни с какой другой по особому покрою и узорочью с множеством перуниц, солнечных и воинских знаков чести. Одежда крестьян, основным родом деятельности которых являлось земледелие, отличалась тем, что была проста в крое, но добротна, прочна, обильно украшена знаками плодородия, земли, солнца, стихий природы. На праздничной и обрядовой одежде крестьян вышивались изображения славянских божеств, способствующих плодородию и благоденствию, покровительствующих ремёслам.
Но больше всего, больше чем фасон, покрой и материал, «говорила» о своем хозяине вышивка на одежде. Ведь абсолютно разные орнаменты наносились на одежду в разных жизненных ситуациях, и даже один и тот же символ может быть прочитан по-разному. Например, ромб в мужской одежде означает, что мужчина имеет отношение к обработке земли, в женской же – это способность к деторождению: у девушки можно встретить множество пустых квадратов (поле не засеяно), а у замужней женщины, молодой – множество мелких с точками (поле засеяно и плодородно), у пожилых женщин квадраты крупные и их малое количество (отплодоносила).
Основными символами для девочки были: Богини-покровительницы судьбы, символ рода, древесные орнаменты, символ покровителя дня ее рождения, символы земли (опять же, отличающиеся от женских символов земли – у тех в основном она представлялась либо распаханной, либо уже засеянной) и женских ремесел.
Одежда мальчиков изобиловала символами огня, солнечными символами, изображениями тотемных животных, колокольчиками-бубенчиками и символами мужских ремесел.
У молодых девушек – символы плодородия, у молодых юношей – воинские. На свадебных рубахах – лебеди, виноград.
Поэтому и встречали по одежке: одежда, вышитые на ней узоры могли «рассказать» и о том, к какому народу принадлежит человек, из какого он рода, в каких краях живёт, семейный или нет, сколько у него детей, чем занимается и т.д.
А вот провожали «по уму». Вдруг ты прибыл в княжеской одежде, тебя встречали как князя (как великого воина), а оказалось, что ты не только других, но и себя защитить не можешь.
Да-а… А неплохо было бы, если бы и сейчас люди научились «встречать по одежке», оценивая не стоимость твоей одежды, а смысловую нагрузку, которую она несет.
Народные орнаменты нынче в моде, правда, многие напяливают на себя что попало в стиле а-ля рус. Может, стоит сперва попробовать разобраться, что за символику ты на себя примеряешь?